Аспирантка Белорусского государственного университета, факультет философии и социальных наук, кафедра психологии. Описан опыт работы с пациентами, пережившими ситуации угрозы жизни. По мнению автора, осознание собственного страха смерти вырабатывает у психотерапевта свою неповторимую систему убеждений и представлений о смерти, а работа с тревожными расстройствами более эффективна, если терапевт использует в терапевтической практике личный опыт и может обсуждать тему смерти с клиентом открыто. В своей психотерапевтической практике я нередко сталкиваюсь с эмоциональными состояниями, работа с которыми выводит на осознание экзистенциальной данности — нашей смертности, конечности нашей жизни. Приближение к этой теме часто невозможно по двум причинам: Я не надеюсь открыть новые истины для читателей, мне бы хотелось обратить внимание практикующих и начинающих психотерапевтов на этот подводный камень в процессе терапии. Тяжелая болезнь своя или близкого человека, переживание ситуаций с прямой угрозой для жизни автокатастрофа, изнасилование, физическое насилие в семье, смерть близкого человека, чрезвычайные техногенные катастрофы и т. Я работаю в кардиологическом стационаре, где тема смерти витает в воздухе. Много пожилых пациентов, в силу возраста сталкивающихся с реальностью конечности жизни, да и сама болезнь — инфаркт, стенокардия, нарушение сердечного ритма рождают тревожные состояния, близкие к паническим.

Публикации с тегом экзистенциальное, страх, смерть, психотерапия (1)

Смерть как неотъемлемая часть человеческой жизни давно оказалась на задворках современной культуры. Ее, как нищенку или незваного гостя, не пускают через парадный ход, но за это она мстит современному человеку. Вся мудрость и все рассуждения в нашем мире сводятся, в конечном итоге, к тому, чтобы научить нас не бояться смерти. Монтень Страх смерти естественен для человека.

с позиций экзистенциальной психотерапии и православного христианства // Психиатрия и Целью данной работы стало выявление психологических механизмов страхами — страхом смерти и страхом экзистенциальной изоляции. Существуют две базисные защиты от страха смерти: убеждённость в.

В страхе и в опасности мы более склонны верить в чудеса. Цицерон Никогда и ничего не надо бояться. Животное может бояться лишь конкретных опасностей, человек же благодаря своему воображению страшится еще и мнимых бед, большинство из которых создает он сам. Создать новый страх легко, убить же его трудно именно из-за его нематериальности. Беспокойные люди проскакивают настоящее, тратя свою психическую энергию на переживания по поводу будущего. Многие фобии живут за счет того, что человек заглядывает в будущее, а не живет в настоящем, в котором ничего страшного не происходит.

На это указывает и латинское слово , которое означает сужение, стеснение, а такжестрах ибеспокойство. Другое латинское слово еще более прозаично, двойное значение страха и сужения проявляется здесь гораздо отчетливее, ибо слово переводится и как давить, жать, сдавливать, ограничивать, сжимать, и как страшить, мучить, беспокоить.

Именно это имели в виду стоики, когда говорили: Сантаяна выражает это так: Страх смерти имеет огромное значение в нашем внутреннем опыте: Это темное, беспокоящее присутствие, притаившееся на краю сознания.

Проблема исследования смерти в психологии, как в теоретическом, так и в Страх смерти интерпретировался как производное от тревожности, В своей последней и значительной работе «Очерк психоанализа» Фрейд делает . символизировало экзистенциальный страх перед данным феноменом.

Отрицание со стороны пациента и терапевта Несмотря на вездесущность смерти и мириады богатых возможностей ее исследования, большинство терапевтов находит задачу увеличения сознавания смерти пациентом и проработки его тревоги смерти чрезвычайно трудной. На каждом этапе в этот процесс разрушительно вмешивается отрицание. Страх смерти присутствует на каждом уровне сознавания — от самого осознанного, поверхностного, интеллектуализированного уровня до сферы глубочайшего бессознательного.

Нередко оказывается, что существующая на поверхностных уровнях восприимчивость пациента к интерпретациям терапевта служит отрицанию в более глубоких пластах. Так, пациент откликается на предложение терапевта исследовать свои чувства по поводу конечности собственного существования, однако постепенно сессия становится непродуктивной, поток материала иссякает, разговор превращается в интеллектуальную дискуссию.

В такие моменты для терапевта важно избежать ошибочного заключения, что он бурит скважину в сухом месте. Блокировка, отсутствие ассоциаций, отщепление аффекта — все это признаки сопротивления, и относиться к ним следует соответственно. Одно из первых открытий Фрейда в сфере практики динамической терапии состояло в том, что терапевт вновь и вновь сталкивается с психологической силой в пациенте, противодействующей терапевтической работе.

Он должен продолжать собирать данные, работать со сновидениями, делать свои наблюдения, говорить снова и снова одни и те же вещи, пусть с различными акцентами. Комментарии, касающиеся существования смерти, могут казаться настолько банальными, настолько очевидными, что терапевт сочтет глупостью повторять их.

Однако для преодоления отрицания простота и настойчивость необходимы. Одна пациентка, депрессивная, мазохистичная и суицидальная, во время отчетной сессии через несколько месяцев после завершения терапии назвала мне мой самый важный комментарий за весь период нашей терапии.

Как избавиться от страха смерти: советы и психотерапевтическая помощь

Первый из них я обсудил: Второй, к которому я собираюсь сейчас обратиться, основан на предпосылке, что страх смерти составляет первичный источник тревоги, присутствует уже на ранней стадии жизни, влияет на формирование структуры характера и в течение жизни продолжает порождать тревогу, являющуюся, в свою очередь, причиной как явного психологического неблагополучия, так и возникновения психологических защит.

Начнем с некоторых общих терапевтических принципов. Важно иметь в виду, что тревога смерти, при всей своей вездесущности и всепроникающих последствиях, обитает в глубочайших пластах нашего существа, мощно подавляется и редко переживается в своей полноте.

Бороться со страхом смерти гораздо труднее, чем с другими видами страха. современной психологии – экзистенциальной психотерапии. . где работа режиссера и оператора выполнена на высоком художественном уровне.

Он знаком практически каждому. Его экзистенциальное присутствие в человеческой жизни блестяще описано Ирвином Яломом: Страх смерти имеет огромное значение в нашем внутреннем опыте: Но все же обычно этот страх не разрушает жизнь. Каждый человек проделывает немалую внутреннюю работу, чтобы научиться жить с этим страхом и защищаться от него. Однако чрезмерно жесткие защиты, основанные на отрицании, игнорировании этой данности нашего существования, при определенных обстоятельствах не выдерживают и могут порождать различные формы психической патологии, прежде всего тревожные расстройства, экстремальный рост которых в современной культуре отмечается многими авторами Шиньон, Смерть как неотъемлемая часть человеческой жизни давно оказалась на задворках современной культуры.

РАЗГОВОР О СМЕРТИ

Психология - 5 июня в Несомненно влияние книги на восприятие жизни. С книгой Ирвина Ялома"Вглядываясь в солнце. Жизненные желания появляются, обостяются и набирают силу.

Экзистенциальные проблемы в работе психотерапевта. Каждый человек на Утеря смысла жизни, актуализация страха смерти, парализующий волю.

Мне хочется развивать его именно в этом контексте, и, надеюсь, в перспективе он сможет добавить нового в экзистенциальную психотерапию. С обоснования этой мысли я хочу начать цикл статей на сайте. Мы не в силах отменить эти данности, но мы можем по-разному с ними обходиться. Из взаимодействия с ними мы в каждый момент времени строим свою неповторимую жизнь. Всего этих данностей основатели экзистенциальной психологии выделяют четыре: Смерть — наиболее очевидная и ужасающая экзистенциальная данность: Экзистенциальная изоляция или одиночество — фундаментальная отдаленность от других созданий: Нет никакого глобального смысла, данного нам свыше.

Мы существуем в бессмысленном мире. Мы сами творцы своей жизни, и мы несём полную ответственность за свой мир. Осознание каждой из этих данностей вызывает естественную тревогу, с которой хочется что-то поделать. Чаще всего люди отрицают факт смерти и живут так, как будто их это событие никогда не коснётся.

ЧТО ЗНАЧИТ «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ»?

Монтень Страх смерти естественен для человека. Он знаком практически каждому. Его экзистенциальное присутствие в человеческой жизни блестяще описано Ирвином Яломом: Страх смерти имеет огромное значение в нашем внутреннем опыте: Это — темное, беспокоящее присутствие, притаившееся на краю сознания" Ялом,

Статья посвящена экзистенциальной проблеме – страху смерти. Описан опыт работы с пациентами, пережившими ситуации угрозы жизни. По мнению.

Подобное обращение психотерапевтовк первоосновам человеческого Бытия [] , предельным категориям его существования, былоотнюдь не случайным. Его обусловливал ряд как внешних по отношению к психотерапевтическому сообществу, так и внутренних причин. Их проявление было ограничено жесткими социальными ритуалами: Религия все больше отделялась от повседневности, в основном реализуясь в специальных, отведенных ей светской жизнью, случаях. Этика расходилась с бизнесом, шагающим в ногу со всеобщей индустриализацией.

Ницше о том, что успех индустриальной системы с ее накоплением капитала причем деньги полностью отделены от реального продукта человеческих рук оказывает деперсонализирующий и дегуманизирующий эффект на человека и его отношения с другими, превращая людей из субъектов в объекты технологического воздействия. В науке в это время, по меткому выражению Э. Особенно это касалось наук о человеке. Революции и мировые войны, выход в космос, проникновение в макро—и микромиры, коммунизм и фашизм, небывалый научно—технический прогресс — все это неизбежно привело к поиску причин подобных перемен и, как следствие, переосмыслению самих основ человеческой жизни.

Мало того, психотерапевтам стали предъявляться жалобы на такие нетрадиционные симптомы, как одиночество, скука, недовольство жизнью, потеря смысла существования, духовная атрофия и т. Своими корнями экзистенциальная психотерапия глубоко уходит в идеи как классической [] , так и современной европейской философии, без рассмотрения чего невозможно понимание того мировоззрения, которое стоит за сложившимися в ней положениями и техниками.

Кроме того, что многие свои понятия экзистенциальная психотерапия позаимствовала из словаря экзистенциализма экзистенция, чувство бытия, подлинность и т.

Страх смерти. Как преодолеть страх смерти?